|
|
14 февраля 2009
Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на III Сретенских встречах
| |
14 февраля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил III Сретенские встречи православной молодежи в гостиничном комплексе «Даниловский». Мероприятие организовано Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи московского Данилова монастыря совместно с Отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви и Комиссией по делам молодежи при Епархиальном совете города Москвы.
Сретенские встречи приурочены к празднованию Всемирного дня православной молодежи, который отмечается 15 февраля, в праздник Сретения Господня.
В президиуме также присутствовали председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископ Костромской и Галичский Александр, епископ Бронницкий Феофилакт, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов), ответственный редактор газеты «Церковный вестник» С.В.Чапнин.
|
Предстоятель Русской Православной Церкви поприветствовал участников и организаторов III Сретенских встреч и поделился своим видением задач и организации православного молодежного служения.
Его Святейшество назвал две причины, по которым считает молодежную работу приоритетной для всей Церкви. «Первая и самая главная причина заключается в том, что сегодня линия борьбы между светом и тьмой, между Богом и диаволом, о чем говорил Ф.М.Достоевский, линия борьбы особым образом проходит по сердцам юных людей, – отметил Святейший Патриарх Кирилл. – Мы живем в такой культуре, из которой усилиями мыслителей, философов, политиков была изгнана идея греха. И вместо идеи греха появилась идея прав и свободы. С одной стороны, свобода является величайшим Божиим даром. Во имя свободы люди шли на баррикады, жертвовали своей жизнью, отдавали свое здоровье. Если мы с вами выйдем на улицу и спросим у любого, кто нам встретится: «Вы за свободу или против?», то мы не найдем ни одного человека, который сказал бы, что он против свободы, что он хочет быть рабом. И вот удивительно: в истории получилась так, что эта замечательная идея, этот Божий дар, это Божие благословение было использовано во вред человеку, что свобода раскрепостила человеческий инстинкт и раскрепостила человеческий грех».
Как подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, идея прав и свобод вытеснила идею нравственной ответственности человека. «Церковь всегда робко настаивала на том, что в центре человеческой жизни всегда должно быть покаяние, - продолжил Его Святейшество. – Почему робко? А потому что даже если эти слова произносились не робко, а громко и сильно, они мало кем усваивались. Потому что ведь призыв быть свободным и раскрепостить себя был, конечно, более привлекательным, чем призыв к покаянию, особенно в сознании молодых людей.
| | |
Свобода всегда связывалась с внутренней динамикой человека, со способностью к развитию, к совершенствованию, к движению вперед, а покаяние требовало обращения вовнутрь. Покаяние всегда требует некой остановки, нужно остановиться и подумать. И вот эти призывыдля многих, особенно в молодежной среде, еще остаются непонятными. Получилось так, что одна ценность - ценность свободы, непререкаемая ценность - была каким-то странным образом использована для того, чтобы вытеснить другую ценность, и, вытесняя нравственную ответственность, осознание греха и покаяние, идея свободы опустошила саму себя».
Его Святейшество отметил, что в конце 90-х годов Русская Православная Церковь стала настаивать на необходимости переосмысления отношения к свободе. Недопустимо бессмысленно поддерживать некие политические и философские стереотипы, не имея своего собственного понимания прав и свободы человека. «Слово Церкви в начале многими игнорировалось, осмеивалось, но сегодня, по милости Божией, происходит нечто очень важное и не только в нашей стране, но и во всем мире, - сказал Святейший Патриарх Кирилл. - Может быть, кризис, в который погрузилась сегодня человеческая цивилизация, стал сильным доказательством того тезиса, который во всеуслышание формулировала и предлагала людям Русская Православная Церковь – тезиса о том, что человеческая свобода во всех ее проявлениях, в том числе в экономике, в политике, в социальной и в культурной жизни, должна сопровождаться нравственной ответственностью».
Эта точка зрения разделяется не всеми, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл: «Люди, не принимающие эту идею, лукаво спрашивают нас: а что такое нравственность? А кто судья? Не хочет ли Церковь занять место некоего судьи и указывать людям, что нравственно, а что безнравственно? Не попахивает ли это клирикализмом, попытками оккупировать человеческое сознание и держать его в некоем плену? Мы отвечаем: нет, Церковь не принимает на себя роль судьи, Церковь не судит, а принимает исповедь и покаяние. Церковь не карательная институция, а любящая мать, но Церковь призвана ясно свидетельствовать людям, что полнота жизни и подлинная свобода человека в любой сфере общественного бытия всегда связана с нравственной ответственностью и с осознанием греха. Ну а кто же судит? А судит Бог, причем не только на своем Страшном суде Он будет судить нас, и не только после смерти. Он судит нас во время нашей земной жизни, и самым важным инструментом этого Божия голоса, Божия суда является человеческая совесть. Очень важно сохранять совесть в том состоянии, когда она способна отличать добро от зла, и судить». «Конечно, Господь судит еще и иным способом, Он наказывает нас за наши грехи, - сказал далее Его Святейшество. - Любой человек, внимательно наблюдающий за своей жизнью, может сказать, когда он был Богом наказан, когда был Богом поощрен. Страх Божий – это, конечно, не эмоциональное состояние, это не тот страх, который испытывает водитель, которого останавливает милиционер, это не выброс адреналина в кровь. Страх Божий – это очень важная этическая категория, которая связана с пониманием того, что Божия справедливость и Божий суд неотвратим».
| |
Как подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, именно сердца молодых людей являются полем битвы между добром и злом, между Богом и диаволом.. Это происзодит в силу того, что молодой человек восприимчив к окружающему, он способен учиться. «Это замечательная способность, - отметил Святейший Владыка. - Если человек способен все время учиться и впитывать новое, он не старый человек, даже если возраст у него почтенный». Однако эта способность учиться и впитывать новое таит в себе некую опасность, отметил Святейший Патриарх.
|
Поскольку молодой человек в силу физических и физиологических своих качеств и способностей ориентирован на восприятие, он обладает небольшим жизненным опытом и часто не умеет критически оценивать новые явления жизни. «Если проанализировать все то, что сегодня происходит в области воздействия на человеческое сознание, то можно понять, что значительная часть информации призвана воздействовать не только на сознание, но и на инстинктивное начало человека, – подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. – Инстинкт, который сам по себе призван обеспечивать выживание человека, его существование, в современной системе коммуникаций является очень важным приемником информации.Такого, пожалуй, не было ранее никогда». Его Святейшество отметил, что современная реклама воздействует в первую очередь на человеческие инстинкты. «Если вдуматься в текст, то получается полная бессмыслица, - отметил Святейший Владыка. - Как можно быть достойной той или иной пудры или того или иного одеколона? Но ведь это говорится и проходит мимо ушей, потому что расчет на другое, не на то, чтобы человек принял своим сознанием этот глупый по сути своей посыл. Эта глупая идея завернута в такой фантик, что она достигает не сознания, а чувств, и они порабощаются этой информацией».
Как подчеркнул далее Святейший Патриарх Кирилл, Богом данный инстинкт продолжения человеческого рода, тесно связанный с духовной жизнью человека – это великий Божий дар, который дается человеку не только для продолжения рода, но и для полноты жизни, для счастья. Без плотского начала не может быть настоящей любви, семейной любви. Однако сегодня этот дар эксплуатируется в коммерческих и в идеологических целях, при этом разрушается сама способность человека сопрягать это мощное инстинктивное начало с любовью. «Божий замысел заключался в том, чтобы продолжение человеческого рода проходило в атмосфере любви, нельзя одно оторвать от другого, иначе одно и другое разрушится, - отметил Его Святейшество. - Но вся современная псевдокультура направлена на то, чтобы одно оторвать от другого, чтобы воспитать человека в сознании того, что жизнь по закону инстинкта является жизнью правильной. Слово «добродетель» не присутствует в этой эклектике; никто уже не говорит о добродетельной жизни. Культура работает на то, чтобы образ плотской чистоты был полностью изжит из сознания современного человека, забывая о том, что с разрушением этого образа, разрушается интегральность, целостность человеческой личности. Вот почему молодежь – это передняя линия борьбы не только за будущее, но и просто за человека».
Если мы одерживаем победу, если мы вырываем из этих цепких лап греха молодые души, то мы совершаем великое дело служения Господу, заявил Его Святейшество. «Мы это делаем и будем делать для того, чтобы изменилась жизнь человеческого общества, чтобы целомудрие, чистота, сила духа снова стали не просто добродетелями, а замечательным притягательным идеалом для молодежи, - сказал Святейший Патриарх Кирилл. - Поэтому молодежная тема имеет, если хотите, очень сильное и напряженное эсхатологическое измерение, ведь речь идет о будущем: человеческая цивилизация жизнеспособна настолько, насколько в ней добро превалирует над злом - если добро исчезает, если зло наступает, то цивилизация перестает быть жизнеспособной; если в мировом масштабе зло будет господствовать над добром, то это будет означать закат человеческой истории.
| | |
Поэтому то, о чем мы говорим, есть борьба не против плоти и крови и не против светских властей, как иногда кто-то неправильно понимает слова апостола Павла, а против мироправителей тьмы века сего - духов злобы поднебесной (см. Еф. 6. 12)». Говоря о второй причине, в силу которой работа с молодежью ялвяется важным общецерковным делом, Его Святейшество напомнил собравшимся слова: «Молодежи принадлежит будущее». Эти слова перестают быть банальным в том случае, если молодежь способна обеспечить будущее, подчеркнул он. «Очень важно, чтобы нынешняя молодежь была способна обеспечить будущее не только Церкви, но и страны, и всего мира, всей человеческой семьи», – сказал Святейший Владыка и рассказал о своем общении со столичным духовенством в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в день святого мученика Трифона.
«Мне рассказали, что делают священники, церковные работники, помогая инвалидам-колясочникам, помогая сиротам, посещая онкологические заведения – это все замечательно, - сказал Его Святейшество, - Но меня не покидает чувство, что у всего нашего общества есть какие-то особые ожидания в отношении Церкви, есть какая-то тревога, об этом мы сегодня тоже говорили со священниками. С одной стороны есть готовность принять христианское евангельское послание, с другой стороны – есть некоторое опасение, способна ли будет Церковь передать это послание людям. А способна ли она будет действительна реально воцерковить ту значительную часть общества, которая сегодня, по крайней мере на интеллектуальном уровне, готова принять это христианское послание? Такая тревога и такие вопрошания существуют. И вот для того, чтобы мы оказались достойными нашего призвания, для того, чтобы проповедь привела к реальным переменам жизни и общества, нужна очень интенсивная работа на стыке Церкви и светского общества. Я думаю, что работать в этой пограничной зоне молодому православному человеку сподручней, чем человеку старшего возраста. Во-первых, потому, что вы говорите на том же языке, на котором разговаривают ваши неправославные сверстники. Вы во многом являетесь частью одного общего с точки зрения молодежной субкультуры, взглядов на жизнь, за исключением той особенности, которую вы имеете как молодые христиане. И поэтому вы более чувствительны к тем сигналам, которые мир передает Церкви. И очень важно, чтобы эта ваша чувствительность сохранялась, и чтобы вы могли в ответ на эти сигналы свидетельствовать о Христе такими словами и, особенно, такими делами, которые убеждают современного человека. Поэтому миссионерские задачи, которые сегодня стоят перед нашей молодежью, являются огромными. Я думаю, что именно молодежь должна быть передовым отрядом Церкви, которая и несла бы миру свежее светлое послание, в центре которого, свидетельство о том, что именно во Христе человек обретает полноту жизни».
| |
Вопросы организации церковной молодежной работы должны обсуждаться вместе с молодежью, отметил Его Святейшество. «Ваши встречи должны быть наполнены серьезными мировоззренческими дискуссиями. Говоря, выступая, обмениваясь мнениями, споря друг с другом вы вместе возрастаете интеллектуально, духовно, становитесь зрелыми людьми, способными нести христианское послание миру, - подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. - Но, с другой стороны, важно, когда вместе с вами присутствуют священнослужители, люди старшего поколения, преподаватели, профессора, когда в этой среде обсуждаются и конкретные вопросы организации церковной жизни, организации церковного миссионерского служения».
|
«Такие встречи, как ваша встреча сегодня, должны быть форумами, на которых обсуждались бы конкретные задачи, стоящие сегодня перед молодежью и вырабатывались формы, способы и средства осуществления молодежной работы в Церкви, целью которой является миссия и свидетельство о Христе», - заявил Предстоятель Русской Православной Церкви. «Я хотел бы сказать, что очень надеюсь на вас как Патриарх, - сказал в заключение Его Святейшество. - Вы мои союзники. Я очень хотел бы вместе с вами делать то, что мы все должны сегодня делать, возрождая жизнь нашего народа. Мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны и за будущее всего мира. Я хотел бы, чтобы вы серьезно восприняли Вашу очень важную миссию в жизни Церкви». После выступления Святейший Патриарх Московскийи всея Руси Кирилл ответил на вопросы участников форума. Отвечая на вопрос о возможности проведения общецерковных православных дней молодежи, Его Святейшество отметил, что молодежные съезды, которые собирают десятки тысяч людей в западных странах, оказывают огромное влияние на саму молодежь и на те страны и города, в которых эти съезды проходят. «Я был бы счастлив, если бы мы с вами смогли организовать молодежный съезд в Москве в «Лужниках», когда было бы 100 тысяч человек молодежи, - сказал Святейший Патриарх Кирилл. - Но для того, чтобы такой съезд собрать, нужно очень хорошо работать, нужно развивать молодежную работу на уровне приходов, благочиний, епархий, нужно построить сеть молодежной работы».
В каждом учебном заведении должна быть своя ячейка, своя организация, отметил Пресдстоятель Русской Православной Церкви. «Мы живем действительно в условиях свободы, в замечательном открытом обществе, - подчеркнул он, - поэтому нам нужно начинать или продолжать в первую очередь крепить наши ряды вот на этом низовом уровне, и тогда молодежные съезды, объединяющие десятки тысяч молодых людей будут не показухой, не шоу телевизионным, а реальным проявлением нашей работы - они будут свидетельствовать о том, что происходит в жизни Церкви и общества». Его Святейшество напомнил, что в прошлом году на XII Всемирный русский народный собор – Собор детей и молодежи – собралось более 7 тысяч юношей и девушек. «Важно, чтобы этот путь был путем не парадных рапортов о проведенных мероприятиях, а чтобы этот путь включал в первую очередь реальную работу с людьми на уровне приходов, школ, институтов, университетов, колледжей», – отметил Святейший Патриарх. «Работа с молодежью должна быть динамичной, всякая скука сразу выбивает человека из равновесия, - продолжил он. - Для этого должны быть вдохновенные харизматические молодежные лидеры, способные увлечь, объединить. Конечно, Церковь должна заниматься воспитанием таких лидеров, формированием таких лидеров, созданием инфраструктуры молодежной работы, которая вышла бы далеко за пределы приходов. Поэтому задача Отдела Синодального и епархиальных отделов - разрабатывать методологию молодежной работы». Затем Его Святейшеству был задан вопрос о препятствиях, в том числе внутрицерковных, для молодежной работы.
Отвечая на этот вопрос, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что невозможно отделить человека с его положительными и отрицательными качествами от реальной церковной жизни. «Приход, в котором молодой человек себя не находит, в котором в лучшем случае ему могут поручить такое важное и почетное дело, как убрать храм перед службой, а дальше никуда не пустят, - в таком приходе наверное трудно развивать молодежную работу, - сказал Его Святейшество. - Но ведь это происходит тоже не потому, что настоятель какой-то заскорузлый грешник и человек нечувствительный; нужно понимать, что в личной истории такого священника».
| | |
Отвечая на этот вопрос, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что невозможно отделить человека с его положительными и отрицательными качествами от реальной церковной жизни. «Приход, в котором молодой человек себя не находит, в котором в лучшем случае ему могут поручить такое важное и почетное дело, как убрать храм перед службой, а дальше никуда не пустят, - в таком приходе наверное трудно развивать молодежную работу, - сказал Его Святейшество. - Но ведь это происходит тоже не потому, что настоятель какой-то заскорузлый грешник и человек нечувствительный; нужно понимать, что в личной истории такого священника». «Многие люди просто не знают как нужно работать с молодежью, а в наших семинариях ничего подобного не преподается, - отметил далее Святейший Патриарх. - Мы посылаем священников в университеты, а кто их обучал работе с молодежью? Мы посылаем наших священников в тюрьмы и в исправительные учреждения, а кто их обучал этой сложнейшей специфике? Поэтому, если говорить о недостатках, то многие недостатки упираются в нашу систему образования. У нас нет специальной подготовки духовенства, которое было бы хорошо обучено и способно было бы работать в молодежной среде. У нас есть самородки, которые сами чему-то научились, но они научились не потому, что их научили этому, а потому что имеют собственную инициативу, способности и таланты. Если мы хотим иметь вот такие съезды, о которых сегодня говорили, если мы хотим иметь значительные успехи в молодежной работе, то конечно, главное, чем надо озаботиться - это подготовкой как духовенства, так и мирян». Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, молодежный лидер в Церкви – это необязательно священник; нередко это человек, который имеют желание стать таким лидером. «Но помимо желания, нужны еще и знания, поэтому система подготовки молодежных лидеров - мирян, соответствующая подготовка духовенства, обучение и технологии обучения - это то, что должно стоять на повестке дня», - сказал в заключение Предстоятель Русской Православной Церкви.
|
|
|
|
|