Подписка на новости:

Публикации

Миссия, катехизация и религиозное образование среди современной молодёжи

Отправная точка всякого церковного явления и действия есть Господь и Спаситель наш - Иисус Христос. Он есть "Альфа и Омега, Начало и Конец" (Откр. 1:8), и "никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3:11).

Единая Святая Соборная и Апостольская, Православная Христова Церковь есть, по сути своей, та реальность, в которой Духом Святым человек соединяется со Христом. Соединение каждой личности с Богом, и в Боге - друг с другом, есть единственное сущностное назначение Церкви.

Православная Церковь именуется апостольской. Через Нее проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня, и Она постоянно возрастает за счет своих членов со Дня Пятидесятницы, когда крестилось "душ около трех тысяч" (Деян. 2:41). Таким образом, церковная миссия - это неотъемлемая сторона жизни Живого Тела Церкви.

Миссия Церкви, во-первых, включает благовестие, цель которого - пробудить произволение ко спасению, через свидетельство о Христе Спасителе и устроенной Им Церкви. Во-вторых, создание и обеспечение условий для начального воцерковления.

Говоря о формах миссии, необходимо знать не только возраст, уровень развития, принадлежность к различным социальным группам, уровень жизни, наличие семьи и детей у людей, которым мы благовествуем, но важно так же учитывать специфику реального современного человека, например, жизненный опыт, влияние современной культуры и образования, мировоззренческие позиции - как впитанные с "молоком матери", так и привнесённые извне.

Из Священного Писания можно усмотреть два образа проповеди:

Пассивный, вызванный обстоятельствами. "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15)

Активный. "Идите, научите все народы:" (Мф. 26, 19); "проповедуй слово, настой во время и не во время" (2 Тим. 4:2). В связи с тем, что Православие делает акцент на внутреннем состоянии человека и ориентирует его прежде всего на внутреннюю жизнь, исторически сложилось так, что активная проповедь была усвоена как обязанность пастырям Церкви. Но важно напомнить, что миряне призваны также, с благословения священноначалия, активно привлекаться к делу Церковной проповеди.

2.ПРИНЦИПЫ ПРОПОВЕДИ

Основополагающие принципы миссии - Христоцентричность проповеди и свидетельство о Церкви как о радостной жизни во Христе. Миссионер призван раскрывать людям основы христианства, исходя из иерархии христианских ценностей: главное - Христос, соединение с Ним, исполнение Его заповедей; все остальное второстепенно.

Миссионеру необходимо прежде всего четко понимать цели, задачи и смысл своего служения и, как следствие, область и глубину своей компетенции; осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться; признавать свободу тех, к кому обращена проповедь. Миссионер, разумеется, должен обладать православным мировоззрением и иметь опыт духовной жизни. Важно также понимать смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую церковную действительность и не отрицать острые моменты таковой. Кроме того, миссионеру желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других дисциплин.

Непременной обязанностью миссионера должно быть стремление реализовывать то, что он проповедует своей жизнью. Часто сама жизнь, без слов, является лучшей миссией. "Господа Бога святите в сердцах ваших" (1 Пет. 3:15) - апостол ставит это предварительным условием готовности свидетельствовать своё упование. "Имейте добрую совесть" (1 Пет. 3:16); "подавайте пример" (ср. 1 Пет. 5:3); "будьте образцом:в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4:12), увещают апостолы пастырей; это же, разумеется, относится и к миссионерам.

Миссия есть свидетельство Церкви об истине на том языке, который свойственен конкретному человеку (или группе людей). Образцом этого принципа является для нас святой апостол Павел: "Для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, :для немощных был как немощный: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9: 20 - 22). Прекрасным примером этого подхода является проповедь апостола в Афинском ареопаге. Хотя Павел и "возмутился духом при виде этого города, полного идолов" (Деян. 17:16), он не проявил своего возмущения, а, наоборот, обратился к горожанам со словами: "Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни:"(Деян. 17: 22-23). Идолов Апостол назвал святынями, - то есть не оскорбил и не разрушил ценностей слушающих его, но, оттолкнувшись от них, возвёл людей к высшей Ценности - Христу.