Подписка на новости:

Публикации

Основные положения концепции духовного развития человека


(Документ конференции «Современная молодёжь в Церкви: проблемы и пути их решения»).

(16 - 22 февраля 2005 года)

Постановка проблемы

В определении Архиерейского Собора 2004 года о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви особо отмечено: "Заботу и тревогу Церкви вызывает духовное состояние молодого поколения" (ст. 12). Собор указывает, что работа с молодёжью должна быть приоритетом в деятельности всех церковных структур и каждого члена Церкви в отдельности.

Современному обществу нужны духовно зрелые, самостоятельные люди с активной жизненной позицией. Однако сам процесс духовного развития человека недостаточно определен. Усилия, предпринимаемые обществом, направлены в лучшем случае на развитие отдельных сторон личности; не существует и оформленной церковной системы воспитания, которая бы гармонично развивала человека на основании правильно выстроенной иерархии христианских ценностей.

В настоящее время наблюдается некоторая неудовлетворённость молодёжи современной церковной жизнью. Связано это с накопившимися за последнее время в Церкви следующими проблемами:

- сложившаяся церковная действительность не всегда соответствует специфике и потребностям молодёжи;

- подмена в сознании многих церковных людей главного в христианстве второстепенным;

- несоответствие приходской жизни полноте и богатству церковного учения и опыта;

- неразвитость внебогослужебной церковной деятельности.

 Цель документа

Данный документ предназначен для членов Православной Церкви, причастных к организации церковной работы с детьми, молодёжью и семьёй. «Основные положения концепции духовного развития человека» призваны стать теоретической базой для организации этой деятельности.

Понятийный аппарат

В наше время существует несколько основных подходов к осмыслению понятия "личность". Педагогика и психология в наиболее общем виде воспринимают личность как совокупность отношений и свойств физически, психически и культурно развитого человека. С позиций психологии человек не может быть полноценной личностью, если не реализует своих базовых функций и возможностей. С точки зрения светской мысли, духовное развитие личности может быть определено как овладение культурной, интеллектуальной и этической составляющими человеческой жизни.

Христианское богословие не даёт точного определения личности. Данный термин несводим к какому-либо исчерпывающему определению. Личность рассматривается как самостоятельное, самоценное и уникальное существо, ощущающее и проявляющее себя в единстве духа, души и тела. Личность отражает образ Божий в человеке. C точки зрения богословия, человек всегда, с момента зачатия, является образом Божиим.

Духовность есть сфера реализации человеком любви к Богу как к Высшей Личности, ближнему и миру как к творению Божьему. Иными словами, это сфера взаимоотношений человека как личности с собой, миром, другими людьми и с Богом. В этом контексте духовность в жизни человека присутствует всегда как неотъемлемая составляющая его бытия, даже если она не осознаётся, извращена, или попрана.

Говоря о развитии личности в общем, мы имеем в виду развитие сил, свойств и способностей человека, которое приводит к осуществлению им своего призвания как образа Божия.

На церковное представление о человеке глубокое влияние оказывает христианское учение о грехе, основанное на библейском откровении о грехопадении. В результате свободного отвержения Бога и выбора самодостаточной жизни повредилось человеческое естество. По мысли святителя Феофана Затворника, связь Бога с духом человеческим пресеклась, дух потерял власть над душою и телом, и они вышли из-под контроля. В них вошли беспорядочность, неудержимость, грех, страсти, а итог всего этого - смерть. Плоды грехопадения проявились и в межличностных отношениях: любовь перестала быть их основой. Человеческая жизнь всё больше мыслится как автономное существование, направленное на удовлетворение собственных потребностей и желаний. Другие личности зачастую оцениваются не как самоценные и равные существа, а как объект корыстного использования.

Бог, желающий, чтобы все люди спаслись (1Тим. 2.6), воплотился для спасения человека. Путь спасения Он устроил в Церкви. Теперь каждый человек, как член Церкви, может воспринять благодать Божию и, приложив к этому свой личный нравственный труд под руководством Церкви, обрести спасение. С церковной точки зрения, духовное развитие есть возрастание человека в Духе Святом, всё большее раскрытие в себе Его действия.

Именно поэтому церковная жизнь призвана стать подлинной основой для духовного развития человека. Это развитие в свою очередь является задачей всей жизни и объемлет собой все ее стороны.

 В таком свете духовное развитие человека должно включать в себя:

1. христианское воспитание, итогами которого должны стать:

- свободное и осмысленное принятие конкретным человеком христианских ценностей в их иерархическом строе;

- иерархическое развитие всех сил, свойств и способностей человека в соответствии с замыслом Божиим о нём и личным призванием.

2. церковную жизнь, направленную на исцеление благодатью Святого Духа расстроенных сил духа, души и тела, и, как результат, восстановление человека в богозданной красоте и гармонии. Это означает, что человеку необходимо стать сознательным членом Церкви. При этом ему должны быть созданы условия для ответственного, осмысленного и свободного участия в церковной жизни.

3. обретение личного опыта построения жизни на основании христианских ценностей.

Духовное развитие человека как личности в конечном итоге должно привести его к осуществлению своей жизни как любви по отношению к Богу, ближнему и миру.

Говоря об иерархии христианских ценностей, необходимо отметить, что наивысшей ценностью в Церкви является Господь Иисус Христос. При этом вся остальная церковная жизнь направлена ко Христу и имеет значение лишь в той степени, в которой позволяет к Нему приобщиться благодатью Святого Духа. Средствами приобщения являются Таинства Церкви и жизнь по Евангелию.

В деле духовного развития детей и молодёжи мы призваны содействовать Богу, дополняя семейное воспитание, школьное образование, физическое, психическое и культурное развитие детей и молодёжи, давая твердую духовно-нравственную опору.

 Содействие человеку в его духовном развитии включает:

1. Приобщение человека к основополагающим христианским ценностям и к литургической ­- таинственной - жизни Церкви.

2. Содействие человеку в полноценном развитии всех его сил, свойств и способностей, в том числе телесных и душевных (творчества, умственного развития, образования и т.д.).

3. Помощь в обретении самостоятельного опыта жизни человека как гражданина и члена общества.

 Основные направления деятельности:

1. Содействие воцерковлению человека, включающее:

а) Церковную образовательную и просветительскую деятельность, направленную на решение задач воцерковления. Эта деятельность должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям, а также запросам времени. Образование и просвещение должно быть построено по многоуровневой системе - от приходского и межприходского просвещения до высшего образования.

Первым и базовым элементом образования и просвещения должно стать раскрытие христианских ценностей в их иерархическом строе. Результатами церковного просвещения можно считать приобретение человеком базовых церковных знаний, христианского мировоззрения, осознанное и ответственное вступление в литургическую жизнь, возможность по существу сравнить те или иные религиозные течения.

б) Приобщение к литургической жизни определённой церковной общины, в которой человек сможет обрести духовного наставника.

Под литургической жизнью мы понимаем единство общинно-приходской и личной духовной жизни человека, основанное на Евхаристии. Эту ответственную задачу под руководством опытного священника в состоянии выполнить лишь церковная община в целом. В деле приобщения молодёжи к жизни Церкви священник призван руководствоваться принципами отцовства и пастырского снисхождения. При этом необходимо учитывать духовное развитие, образование, здоровье, возможности и способности конкретного человека.

Важно помнить, что становление личности теснейшим образом связано с божественным даром свободы. Священник может войти лишь в ту область жизни человека, которую этот человек свободно доверит ему как пастырю Христову. При этом пастырь призван осознавать меру своей ответственности перед Богом, этим человеком и его близкими.

2. Формирование православной детско-юношеской и молодёжной среды.

Человек - существо целостное. В силу этого полноценное психическое, социальное и физическое развитие молодого человека, достигаемое в здоровой христианской среде, в немалой степени является залогом духовного здоровья.

Формированию этой среды способствует:

а) Многогранная работа в творческих мастерских и студиях, военно-патриотических, спортивных и туристических клубах, содействующая культурному, эстетическому и физическому становлению детей и молодёжи. Эта работа должна быть построена на основании христианских ценностей и соответствовать возрастным особенностям и запросам времени.

б) Приобщение молодежи к социальному и миссионерскому служению, а также к созидательному труду[1].

Таким образом, мы помогаем на практике организовать конструктивное личностное общение, в рамках которого молодой человек, находясь среди таких же, как он - активных, верующих - обретает возможность проявить себя и найти своё место в жизни.

в) Организация интересного и содержательного досуга и отдыха в рамках паломнических поездок, православных детско-юношеских и молодёжных лагерей и т.д.

3. Социально-психологическая помощь и поддержка детей и молодёжи.

а) На первых этапах жизни человека всестороннее его развитие целиком зависит от жизни его семьи. Первым и основным элементом этой деятельности является подготовка молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению и воспитанию детей. В наше время это возможно реализовать с помощью:

- создания церковно-просветительских курсов, на которых желающие могли бы узнать о духовных основах семейной жизни и воспитания детей (наиболее целесообразным видится создание подобных курсов на межприходском уровне);

- организации консультаций с опытными священниками, психологами, педагогами, врачами и юристами;

- создания открытых клубов, где молодые семьи могли бы общаться и помогать друг другу при поддержке и духовном руководстве опытных священников.

б) Опыт показывает, что с каждым годом возрастает поток людей, ожидающих от Церкви помощи в преодолении трудностей развития, воспитания и образования. Многие люди с надеждой ждут содействия при выборе жизненного пути.

Необходимо отметить, что большой опыт в этих вопросах имеют светские специалисты (педагоги и психологи). Часто коррекционные и реабилитационные программы высокого уровня осуществляются государственными и общественными организациями социальной направленности. Нередко эти организации и специалисты признают свою некомпетентность в вопросах ценностной ориентации человека и при их решении идут на сотрудничество с различными религиозными объединениями. Таким образом, для того, чтобы помочь людям в преодолении трудностей развития, воспитания и образования, Православной Церкви важно наладить совместную работу с организациями социальной направленности. С другой стороны, возможно создание самой Церковью социально значимых программ и проектов с привлечением соответствующих специалистов. Подобная деятельность востребована обществом и в силу этого подлежит государственному финансированию.

В рамках этой работы возможно следующее:

- пастырские, психологические и педагогические консультации;

- индивидуальная и групповая работа по психологической коррекции и реабилитации;

в) Как особый род деятельности необходимо отметить помощь в преодолении последствий алкоголизации, наркомании, психологического травматизма и вовлечения в тоталитарно-деструктивные секты. Сложность вопроса заключается в том, что указанные недуги человека затрагивают все стороны его жизни. Врачи и психологи определяют эту проблему как психосоматический социо-духовный недуг. Таким образом, помочь человеку можно лишь путём организации слаженной комплексной и системной работы, что невозможно без привлечения уникального опыта и помощи соответствующих государственных и общественных организаций. Поэтому необходимо совместными усилиями организовать:

- информационно-просветительскую деятельность;

- медицинские, пастырские, психологические, юридические и религиоведческие консультации;

- индивидуальные и групповые работы по реабилитации;

- поддержку и создание условий для деятельности групп самопомощи (анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов и др).

В силу сложности организации подобных проектов наиболее эффективным видится создание комплексных центров и долгосрочных программ на региональном и межъепархиальном уровнях.

Дополнительные направления деятельности:

1. Содействие духовному развитию человека может быть организовано только с людьми, доверяющими Церкви. В силу этого задачей, предваряющей указанную деятельность, является пробуждение в обществе доверия к Церкви и формирование положительного образа православного христианина. Эта задача определяет одно из направлений миссии Церкви в современном мире.

К сожалению, церковная работа в этом направлении практически не ведётся во многих областях общественной жизни, в том числе в высших учебных заведениях и со средствами массовой информации.

Сотрудничество Церкви с вузами предполагает свою специфику. С одной стороны, высшие учебные заведения есть та область общественной жизни, в которой методическая, образовательная и просветительская работа является наиболее естественной. В то же время научная среда высшей школы предполагает необходимость компетентности тех церковных работников, которые на практике осуществляют сотрудничество Церкви и вузов, не только в религиозно-мировоззренческих, но и в естественнонаучных и гуманитарных областях знаний. Нередко отсутствие подобной компетентности провоцирует нежелательные и необоснованные конфликты религиозного мировоззрения и научного знания.

Множество людей, задумывающихся над духовными, нравственными и религиозными вопросами, не слышат голоса Церкви и не получают ответа на мировоззренческие вопросы.

Существует потребность аудитории в положительной духовно-нравственной информации. Не имеющие возможности удовлетворить этот спрос, СМИ обращаются к представителям Церкви и церковно-ориентированных молодёжных организаций за помощью. Важно ответственно откликнуться на этот запрос и в ненавязчивой форме на современном языке явить аудитории духовно-нравственные ценности, раскрыть их значимость и обозначить пути христианской жизни.

2. Осуществление церковной работы с детьми, молодёжью и семьёй ложится на плечи конкретных инициативных людей, от уровня подготовки которых зависит качество её осуществления. Как следствие, для жизнеспособности любых церковных проектов необходимо создание программ подготовки молодёжных лидеров, осуществление которых возможно на межприходском уровне. В наши дни благодаря современным технологиям осуществление учебных программ можно вывести на общецерковный уровень.

3. Необходимо издание методически выверенной литературы, отвечающей запросам времени и соответствующей обозначенным направлениям церковной деятельности. Такая литература должна быть написана компетентными специалистами и профессионалами в своей области. Необходимо издание обновлённых и принципиально новых пособий и руководств.



[1] Примером последнего может служить Дом трудолюбия, организованный св. прав. Иоанном Кронштадтским.