Подписка на новости:

Участие: Международная научно-практическая конференция «Образовательные технологии XXI века: Информационная культура и медиаобразование»

Участие: Международная научно-практическая конференция «Образовательные технологии XXI века: Информационная культура и медиаобразование» 6 апреля 2012

6 апреля 2012 года в рамках международной научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века: Информационная культура и медиаобразование» ОТ'12 под руководством кандидата психологических наук Н.Б. Ковалевой состоялась секция «Мыследеятельностная герменевтика: развитие культуры понимания текстов и мировоззрения школьников с использованием медиаобразовательных технологий».

Секция стала своеобразным фестивалем технологий работы с пониманием и мировоззрением учащихся с помощью различных знаковых и сценарных форм при преподавании различных предметов в средней и старшей школе. Особый интерес на секции вызвали доклады, в которых были представлены сюжетно-деятельностные технологии развития ценностных ориентаций и мировоззрения учащихся в программах Лаборатории педагогических технологий Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ПЦДРДМ).

Во вступительном слове Н.Б. Ковалева показала важность развития данного направления в связи с необходимостью развития культуры коммуникации и понимания школьников в современной насыщенной информацией и визуальными образами среде. В качестве центральной цели современного медиаобразования была выдвинута задача развития способности школьников к раскрытию смысла высказывания, формированию позиции и пониманию иносказания и метафоры как символического выражения идеального.

В докладе Е.В. Коврижкина была показана важность введения метафорического контекста в работу с пониманием оснований поступков героев и раскрыта роль выражения своих мыслей в символических формах. Участникам была предоставлена возможность проследить за тем, как постепенно нарастает напряжение непонимания поступков героев, которое разрешается эмоциональным переживанием катарсиза при введении яркого образа и его символического закрепления.

В докладе Т.А. Ковалевой была представлена программа развития способности к пониманию визуальных форм учащимися, разработанная Н.Б. Ковалевой и Е.В. Коврижкиным для детей средней школы. В докладе были рассмотрены технологии построения понятий «знак и символ», формирования способности к пониманию символов и осуществления знаково-символического действия. Большое внимание уделено также принципам подбора культурных образцов с целью образования сквозного сюжетного контекста и осуществления действия в нем.

В докладе А.И. Краевой были раскрыты основополагающие принципы развития христианского мировоззрения учащихся при использовании сюжетно-деятельностных технологий на занятиях по литературе на примере исследования малоизвестного варианта сказки Христиана Андерсена «Русалочка».
Изюминкой работы стало открытие тайны «Русалочки» и попытка показать смысл ее подвига сестрам в знаково-символическом действии. Особую актуальность дискуссии придали вопросы и замечания организатора конференции кандидата психологических наук С.И. Гудилиной, в результате которых был раскрыт потенциал использования различных знаковых форм в школе.
В заключительном слове Н.Б. Ковалевой была подчеркнута значимость развития способности понимания метафоры и формирования собственно знаково-символического действия в контексте построения христианской картины мира и принципов реализации собственной позиции в жизни.

По материалам сайта Лаборатории педагогических технологий

Е.В. Коврижкин - руководитель Лаборатории педагогических технологий ПЦДРДМ.
Н.Б. Ковалева - научный руководитель Лаборатории педагогических технологий ПЦДРДМ, кандидат психологических наук.