Подписка на новости:

Доклад Сергея Рогунова на семинаре по подготовке материалов в помощь катехизатору

22 марта 2012

С.В. Рогунов, зам.руководителя образовательных и просветительских программ ПЦДРДМ,
заведующий учебно-методической работой ШМС

Предложения по написанию и составлению «Настольной книги катехизатора»
доклад на семинаре «Подготовка настольной книги катехиатора» 22 марта в Донском ставропигиальном монастыре Москвы

При определении состава «Настольной книги катехизатора» необходимо исходить из нескольких отправных точек.

Первое – настольная книга катехизатора моет быть предназначена в первую очередь и исключительно для действующих катехизаторов, прошедших необходимую подготовку и имеющих соответствующее образование. Статус действующего катехизатора также предполагает, что таковой работник церковного просвещения имеет пусть и небольшой, но собственный опыт просветительского общения с аудиторией, способен отделить «пшеницы от плевел» в определении методики катехизической работы и адекватно донести до конкретной аудитории истины православной веры.

Личность катехизатора является одним из самых главных факторов успешности дела благовествования. Не секрет также, что многие люди, занимающиеся в настоящее время церковно-просветительским служением, испытывают трудности административного, бытового, психологического, духовного, профессионального и этического характера, при этом продолжая идти по выбранному ими пути. Следуя указаниям Святейшего Патриарха и Священноначалия, катехизаторы появляются во многих епархиях, приходах. Православных организациях. По мнению Святейшего Патриарха, некоторые профессиональные функции, связанные с работой с людьми, должны взять на себя прихожане-миряне. Таким образом, велением времени появляется новый функциональный элемент церковной деятельности – катехизатор-мирянин. Во многом его функции являются задачами помощи настоятелю или иному священнику в решении задач, присущих по природе пастырскому служению, но в настоящее время нередко отходящих в отдельных случаях на второй план. Именно в силу невозможности по объективным или субъективным причинам для многих священнослужителей Русской Православной Церкви заниматься катехизацией, работой с молодежью, миссией или социальной деятельностью, в церковной действительности и в штатном расписании приходов и церковных учреждений появляются должности «катехизатор-миссионер», «социальный работник», «специалист по молодежному служению», замещаемые мирянами, но содержание в себе отчасти пастырские функции. Именно неясностью, с одной стороны, административно-канонического статуса и сложностью социального положения, а с другой стороны – неоднозначностью и многообразной глубиной возлагаемых на него как на мирянина задач и характеризуется такое современное церковное явление, как «катехизатор».

Вторая исходная предпосылка при определении состава книги состоит в том, что в настоящее время катехизация в Русской Православной Церкви претерпевает период становления и всестороннего развития. С одной стороны, для этого периода характерно, во-первых, отсутствие единого понимания сути катехизации, во-вторых, отсутствие общепринятых «универсальных» методик, в-третьих, отсутствие у большинства начинающих катехизаторов достаточного опыта и понимания смысла совершаемого ими церковного служения.

С другой стороны, для настоящего периода характерно во-первых, наличие в арсенале катехизаторов возможности доступа к опыту инославных конфессий (прежде всего, протестантских и католических, отчасти церквей Востока) и во-вторых, существование нескольких сложившихся методологически обоснованных и проверенных многолетним опытом систем катехизической деятельности – например, система катехизации храма Косьмы и Дамиана в Шубине (Москва) и просветительского центра «Встреча», система катехизации Санкт-Петербургского отдела религиозного образования и катехизации и нескольких приходов северной столицы (например, храма Феодоровской иконы Божией Матери у Московского вокзала), системы катехизации протоиерея Георгия Казанцева (Калуга), священника Георгия Кочеткова (Москва) и священника Александра Усатова (Ростов-на-Дону), Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (Москва), Синодального отдела религиозного образования и катехизации и действующих при нем богословско-катехизаторских курсов сщмч. Фадея Тверского.

В настоящее время понятие «катехизации» применяется ко множеству ситуаций, во время которых совершается передача аудитории знаний о вере и опыта церковной жизни. В этом смысле понятие «катехизация» является, с одной стороны, достаточно размытым, с другой стороны – содержит в себе возможности расширительного толкования. Условно «катехизацию» можно отличить от «миссии» исходя из определения степени готовности аудитории к диалогу и восприятию веры. Практика показывает, что диалог о Христе. Евангелии и спасении, который ведется с аудиторией, изначально желающей узнать о Христе и Церкви, можно назвать катехизацией в расширительном значении этого понятия, тогда как миссией является взаимодействие с людьми, настроенными равнодушно или потенциально негативно к излагаемому материалу.

В силу этого, под «катехизацией» в настоящее время принято понимать не только вероучительный диалог с аудиторией слушающих, проводимых в рамках прихода, но и работу в иных учреждениях: социальных, образовательных, со средствами массовой информации. Таким образом, «Настольная книга катехизатора» не может быть сборником рекомендаций по налаживанию системы оглашения. Воскресной школы для взрослых и иных программ при приходе. Ее содержание должно быть гораздо шире, а подобранный материал – максимально разноплановым – с целью учесть все существующие и вызванные потребностями времени и общества формы катехизической деятельности.

Третья исходная посылка, которая должна быть принята во внимание при составлении настольной книги катехизатора, состоит в том, что служение катехизатора в текущий период церковной жизни не отличается почетом, легкостью и полной поддержкой церковного народа. Нередко катехизаторы сталкиваются со множеством проблем как объективного, внешнего, так и субъективного, внутреннего характера – духовными, психологическими, этическими сложностями.

Четвертая исходная точка состоит в том, что в большинстве случае сейчас на должности штатного катехизатора в храмах формально назначаются люди, не имеющие не только необходимых способностей и подготовки, но и желания заниматься катехизацией. В то же время, известны случаи, когда назначенный таким образом человек начинает с искренним энтузиазмом исполнять возложенное на него церковное служение, но при этом не имеет ни малейшего понятия о том, каким оно должно быть. В крупных городах эта проблема может быть решена путем поступления на соответствующие курсы, тогда как в отдаленных от центра цивилизации приходах подобный церковный работник останется один на один с неизвестностью и собственной неопытностью.

Принимая во внимание изложенные факторы, можно подойти к определению, какой должна быть «Настольная книга катехизатора» и чем она стать не должна.

Очевиден тот факт, что такая книга не должна являться учебным пособием. Настольная книга катехизатора предназначена человеку, уже являющемуся катехизатором, следовательно, может содержать в себе информацию «для служебного использования», что было бы некорректно в учебном пособии для начинающих.

«Настольная книга катехизатора», безусловно, должна являться справочным пособием, ориентирующим катехизатора в развитии своих профессиональных и личностных качеств, повышении уровня компетентности и информированности. Безусловно, характеристика книги как справочного пособия в течение долгого времени будет придавать изданию характер учебника, сборника конспектов, однако в любом случае, при составлении книги необходимо избегать школьной манеры изложения материала, инструкций и т.п.

Книга не должна представлять собой обширный сборник методик, конспектов, эффективных и отработанных программ и подробных руководящих инструкций. В силу своей специфики, а также будучи актуальной для настоящей непростой, но перспективной эпохи, книга может стать достаточно знаковой и авторитетной. Наполнение такой книги описанными подробно эффективными методиками и конспектами вызовет явление, известное под названием «выученная беспомощность». Большое количество методик и конспектов спровоцирует искушение воспользоваться ими без применения собственного творческого мышления, интеллекта и душевного труда. Подобное желание может многократно осложнить диалог с конкретной аудиторией, к которой могут быть неприменимы описанные в книге методики, а также отобьет у катехизатора желание и способность развиваться, учиться, возрастать духовно, что будет губительно для благовествования и для самого катехизатора как христианина.

Наконец, книга должна учитывать и личность самого катехизатора. Она должна быть подспорьем в решении возникающих у него проблем, появляющихся новых задач, должна давать пищу для размышлений, подсказки в сложных этических ситуациях. В книге должны быть приведены материалы, прочтение и осмысление которых может духовно поддержать катехизатора, что может быть особенно актуальным отдаленных районах и одноштатных приходах.

Также необходимо понимать, «Настольная книга катехизатора» не должна стать истиной в последней инстанции, универсальным и единственным руководством, необходимым к неукоснительному исполнению для каждого работника церковного просвещения. Книга ни в коем случае не должна стать указкой, направляющей верующих по единственно верной дороге к Царствию Божию.

Исходя из сказанного выше можно сделать вывод о необходимом составе «Настольной книги катехизатора».

1. Организационно-распорядительная часть. В данном разделе должны быть приведены выдержки из общецерковных документов, касающихся работы катехизатора, а также выдержки из иных документов корпуса социального права Русской Православной Церкви, так или иначе связанные с взаимодействием катехизатора с нецерковной аудиторией. Данный раздел является наиболее важным, так как определяет статус, полномочия и пределы компетенции катехизатора. Необходимо, чтобы в данный раздел были включены документы, касающиеся подготовки катехизатора и необходимого для замещения должности «образовательного ценза». В данный раздел также необходимо включить распорядительные материалы, необходимые для исполнения непосредственным руководством приходских, благочиннических и иных катехизаторов. Материалы должны быть представлены в систематизированном виде и снабжены официальным комментарием Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

2. Комментированная должностная инструкция катехизатора. Таковая инструкция должна быть разработана на основе принятого «Положения о катехизической деятельности в Русской Православной Церкви» и по своему характеру не может быть пространным документом. В типовой инструкции должны быть более подробно, чем в «Положении», прописаны обязанности и полномочия приходского катехизатора, в «Настольную книгу катехизатора» при этом необходимо включить расширенный вариант подобной инструкции, где описанию каждого вида катехизической деятельности должно быть уделено от одной до трех (максимум пяти) страниц. При том, что такой комментарий должен получить «санкцию» ОРОиК, необходимо воздержаться от придания ему характера обязательного и единственно верного варианта.

3. Подборка эффективных, проверенных и оправданных опытом методик. Несмотря на то, что «Настольная книга катехизатора» не может заменить самого катехизатора и не должна стать учебным пособием, наличие которог освобождает от труда по подготовке к катехизической деятельности, в сборник должны быть включена подборка нескольких самых ярких примеров проведения катехизических мероприятий. Совершенно очевидно, что среди таковых методик в книгу должны войти краткие описания катехизических систем, упомянутых в начале данного сообщения. Данные методики и конспекты должны быть даны лишь в качестве примера, но не образца для копирования. Практикующий катехизатор должен разрабатывать свой подход, свой язык, свой способ установления контакта с аудиторией, а приведенные в книги примеры могут служить лишь ориентиром, заметным, но не навязчивым указанием «намеком» на то, какие действия и слова будут услышаны, а какие – останутся «втуне». Указанные материалы стоит снабдить комментарием лиц, участвовавших в их разработке, комментарии должны быть живым свидетельством и обоснованием опыта, описанного в методике, конспекте, программе.

4. В «Настольную книгу катехизатора» необходимо включить краткий богословский справочник по богословским проблемам, наиболее актуальным в современном мире и для современного общества. В то же время, и изучаемые в академических курсах догматике вопросы вероучения иногда трактуются по-разному даже современными православными богословами, представителями академической богословской науки. Нередко перед катехизатором ставятся – аудиторией или жизнью – вопросы теодицеи, вопросы христологии, церковной истории и литургики, вопросы этики, философские вопросы, вопросы и проблемы личного происхождения. На некоторые исконные вопросы богословия святоотеческое и догматическое богословие Православной Церкви склонно давать апофатический ответ. Способность мыслить, изучать свою веру, при этом не выдавая поверхностное суждение или краткую справку за непререкаемую истину, должна быть присуща настоящему катехизатору, работающему с живыми людьми и передающему им опыт общения с живым Богом. В качестве образца такого справочника можно использовать «Основы социальной концепции», первый пункт каждого раздела которой посвящен богословским основаниям последующих логических построений. Однако необходимо понимать, что такой краткий богословский справочник не может ограничиться богословским осмыслением этических вопросов, «вызовов современного мира», но должен быть посвящен трезвому и по возможности глубокому взгляду на проблемы и вопросы богословия в аутентичном значении этого слова.

5. Необходимо констатировать тот факт, что западные христиане за годы господства на канонической территории Русской Православной Церкви атеистического режима во многом преуспели в деле проповеди Евангелия. Нередко тот опыт, который имеют католические организации и даже протестантские, отстоит от православной традиции не так уж далеко. «Основы отношения Русской Православной Церкви к инославию» признают совместную с инославными проповедь христианства, когда содержание проповеди не касается вероучительных различий, возможной и допустимой. Пример некоторых современных иерархов – как в Поместных Православных Церквях, так и в Русской Православной Церкви – свидетельствует о том, что использовать опыт инославных конфессий и организаций – и тем самым учиться у них – в развитии православного социального служения, работы с молодежью и катехизации не только возможно, но и оправдано, а значит – полезно. Исходя из того видится важным и насущным введение в гласное академическое пространство вопроса об изучении инославного опыта не только социальной работы, но и катехизации, миссионерской деятельности, духовного образования. Вопрос о возможности размещения в «Настольной книге катехизатора» нескольких наиболее нейтральных, но в то же время эффективных примеров катехизических и миссионерских систем, успешно действующих в Римско-Католической Церкви, в традиционных протестантских конфессиях и организациях, в Древних Восточных Церквях, следует считать открытым, теоретически полезным и потенциально допустимым.

6. Учитывая тот факт, что развитие катехизации в Русской Православной Церкви как единой системы переживает лишь начальную стадию, а также тот факт, что сложности, испытываемые катехизатором, иногда превышают перспективы развития его церковной деятельности, материалы, могущие предоставить катехизатору помощь в их преодолении, являются крайне важными и необходимыми для включения в «Книгу». Выше было кратко описано, с какими сложностями может столкнуться катехизатор при совершении своего служения. Следует понимать, что руководящие указания, советы, инструкции и методики, а также стимулы иного характера, актуальные для светских организаций, не всегда способны помочь человеку, когда возникающее в жизни препятствие затрагивает его внутренний мир. Нередко сложности, характерные для церковной работы, связаны с непростыми взаимоотношениями с людьми или с иными ситуациями этического характера. Проблемы данного рода могут стать особенно острыми и тяжелыми в отдаленных приходах, в церковных организациях с небольшим коллективом сотрудников. Учитывая, что в трудной жизненной ситуации наиболее эффективной помощью является личное участие в судьбе и трудах человека, видится крайне важным и необходимым включение в «Настольную книгу катехизатора» подборки материалов личного происхождения – мемуаров, дневниковых записей, личных свидетельств о жизни и служении известных миссионеров, катехизаторов, пастырей последнего столетия. Пример преодоления жизненных и «профессиональных» трудностей этими людьми, описание духовного возмужания и укрепления в верности своему призванию, противодействующего так называемому «психологическому выгоранию», может стать величайшим подспорьем катехизатору в его служении в настоящий текущий исторический период жизни и деятельности Русской Православной Церкви.

7. Отдельным разделом «Настольной книги катехизатора» должен быть справочный раздел, в котором дана информация для более глубокого изучения отдельных вопросов, тем и задач катехизаторского служения. В частности, в разделе должны быть приведены адреса сайтов постоянного размещения, общепризнанные в качестве полезных в деле катехизации, комментированные списки литературы как для катехизатора, так и для катехизируемых различных социальных групп, аннотированные указатели к фундаментальным работам, святоотеческим творениям и периодическим изданиям (по примеру разработанного архимандритом Дионисием (Шишигиным) указателя к «Журналу Московской Патриархии»), симфонии и другая подобная справочная информация. Возможно также поместить в данном разделе телефоны общецерковных учреждений и известных авторитетных организаций, ведущих катехизическую деятельность, которые могли бы оказать консультативную поддержку начинающим проповедникам.

Необходимо отметить еще ряд концептуальных факторов, долженствующих повлиять на составление «Настольной книг катехизатора». В условиях быстро меняющегося общества, а также стремительно развивающейся деятельности Русской Православной Церкви «Настольная книга катехизатора» будет обладать несколькими характеристиками, которые определят ее значимость на ближайшие годы. Несмотря на возможность быстрого морального устаревания, таковая книга может остаться единственной серьезной разработкой на протяжении нескольких десятилетий. В то же время, вероятна перспектива, когда на смену пилотному варианту в скором времени придут более серьезные и систематические издания. Одновременно такая книга, будучи первым опытом подобного рода и вобрав в себя множество материала иногда разнородного характера, станет неким «кодексом» для катехизической деятельности, что, с одной стороны, предопределит ее значимость и авторитетность, а с другой – накладывает на ее составителей обязанность подходить к избираемому материалу максимально вдумчиво, при этом максимально стараясь не обойти вниманием и включить в сборник все проверенные опытом разноплановые материалы, не противоречащие вере и нравственности. Каждый практикующий катехизатор в создаваемом сборнике должен будет иметь возможность найти то, что близко и понятно именно ему, что будет соответствовать той ситуации, в которой живет и действует именно он.