Подписка на новости:

«Подготовка катехизаторов в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи» - доклад С.В. Рогунова на секции «Подготовка и аттестация катехизаторов» Рождественских чтений

24 января 2012

24 января в XX Международных Рождественских образовательных чтениях по направлению «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви» в секции «Практические вопросы катехизации» приняли участие и выступили с докладами сотрудники Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Белановский Ю.С. («Некоторые аспекты подготовки православной молодежи к браку») и Боженов А.В. («Православный курс интернет-катехизации»).
Сотрудник Центра Рогунов С.В. выступил с докладом «Подготовка катехизаторов в Школе молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи» на секции «Подготовка и аттестация катехизаторов».
Предлагаем познакомиться с текстом доклада заместителя руководителя образовательных программ Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, заведующий учебной и методической работой Школы молодежного служения Сергея Витальевича Рогунова.

Подготовка катехизаторов в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи

Необходимость и история организации подготовки катехизаторов в Патриаршем центре
Московский Свято-Данилов монастырь – первый монастырь в Москве, возвращенный Русской Православной Церкви при закате Советской власти. С Даниловым монастырем связаны самые светлые и воодушевляющие страницы возрождения церковной жизни в конце 20 века. Продолжение теплых отношений и взаимодействия с людьми, откликнувшимися на евангельский призыв Русской Православной Церкви после юбилея Крещения Руси, стало органичной и неотъемлемой частью монастырскй жизни уже с 1989 года. К этому времени относится появление Службы катехизации, первоначально включавшей в себя Воскресную школу, краткосрочные катехизические занятия с желающими креститься и воскресношкольными мамами, телефон 958-56-91, по которому на вопросы о вере и церковной жизни отвечали и отвечают священнослужители монастыря и катехизаторы, и миссионерская деятельность в приемнике-распределителе, переехавшем из стен обители в 1983 году в московский район Владыкино.

Эти элементы просветительского служения Данилова монастыря сохраняются неизменно. С расширением Воскресной школы и с расширением миссионерской деятельности Даниловой обители к монастырю и его насельникам стали тянуться молодые люди – студенты московских вузов. Из просветительских занятий для них вырос лекторий по основам православного мировоззрения, проходящий ныне в Центральном доме журналиста, а затем и особые занятия по подготовке наиболее искренних и инициативных ребят к катехизическому служению.

Начало полноценной системы подготовки молодых людей и девушек к просветительской деятельности в качестве внештатных катехизаторов Патриаршего центра относится к 2001/2002 учебному году. Именно этот год считается моментом основания Школы молодежного служения, отмечающей в текущем учебном году свой десятилетний юбилей.

Методологические основы и профильные программы подготовки катехизаторов в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи.
Подготовка в Школе молодежного служения основана на том понимании, что наиболее пассионарный верующий это тот, кто уверовал в Господа Иисуса Христа относительно недавно. Именно такие люди, движимые пафосом миссионерства и обремененные молодостью, способны налегке совершать то, что в голы советской власти было почти утеряно в нашей Церкви. Именно поэтому к подготовке в качестве катехизаторов приглашались те слушатели выпускники лектория, кто ощущал в себе непреодолимое стремление поделиться своей верой и обладал достаточным багажом знаний, неукоснительно посещая лекции.

Подготовка к просветительской работе осуществляется на втором году обучения Школы молодежного служения. Учитывая потребности социальных, образовательных, культурно-просветительских учреждений, обращающихся к монастырю с просьбой организовать у них работу по духовно-нравственному просвещению, разработанная программа преследовала цель подготовить катехизатора широкого профиля для работы в светских учреждениях, иначе говоря – катехизатора-миссионера.

В марте 2008 года программа подготовки к церковно-просветительской деятельности ШМС «Миссия и катехизация в Православной Церкви» прошла аттестацию в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

С 2003 года по настоящее время параллельно с группой, обучающейся по программе «Миссия и катехизация в Православной Церкви» в разные годы на втором году ШМС действовали группы по программам:

· Основы православной культуры

· Катехизация в области семейных отношений

· Просветительская работа с аудиторией с аудиторией группы риска

· Организация молодежного служения на приходе

· Библейские основы просветительской деятельности.

Освоение программ специализации обязательно включает в себя освоение базовой программы «Миссия и катехизация в Православной Церкви», группа занимающаяся по данной программе, занимается углубленным изучением материала.

Принципы и методика подготовки в ШМС. Составные элементы учебного процесса.

1. Практическое обучение.
Мы исходим из того, что молодые люди, приходящие на курсы – люди, твердо осознавшие служение как свой жизненный выбор. Их образовательный уровень, психологическая готовность, степень мотивированности и «стаж» церковной жизни проверяется при вступительном собеседовании. Исходя из этого в подготовке делается акцент на обучении практическим навыкам работы с людьми, умению видеть суть темы, вопроса, беседы, заострять внимание на самом главном в христианстве. По нашему опыту, для миссионерской работы в подшефных Центру социальных учреждениях достаточным является базовый уровень изложения веры в форме свидетельства. Для подготовки к такой работе необходим минимум год, считая базовое обучение вере на курсах катехизации – два года. Такую позицию Центра поддержал Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском совещании в 2010 году. В подборе тем для освоения практических навыков просветительской деятельности учитывается различие аудиторий, с которыми предстоит работать будущим катехизаторам – дети, пожилые люди, люди, попавшие в тяжелую ситуацию, молодежь, в том числе, не настроенная на воцерковление, студенты профтехучилищ и т.п.

2. Служение как обучение.
Неотъемлемым элементом подготовки является участие слушателей в катехизаторской работе постоянных сотрудников Патриаршего центра. Во втором семестре слушатели ШМС обязаны пройти «пассивную» практику в качестве наблюдателя и «активную» в качестве преподавателя/ведущего/лектора. Наблюдая за работой катехизатора, студенты анализируют ход беседы, выявляют закономерности в поведении слушателей, выстраивают логическую композицию лекции. Наблюдения обобщаются в отчете и разбираются на занятии. В рамках активной части катехизаторской практики каждый слушатель ШМС должен подготовиться к занятию и провести его под руководством сотрудника Центра.

3. Углубление в познании веры.
Многие слушатели ШМС являются молодыми людьми, недавно пришедшими в Церковь, половина слушателей – девушки. Все это обязывает их максимально глубоко знать и ощущать предмет своей проповеди. Всем слушателям ШМС выдается рекомендованный список литературы, прежде всего – вероучительной, который студенты осваивают самостоятельно по мере потребности. Знания проверяются на итоговом экзамене, для желающих организуются факультативные занятия, в том числе по отдельным богословским вопросам.

4. Партнерские отношения.
Все сотрудники Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи – молодые. Нередко нам приходится выступать перед зрелой и солидной аудиторией. В силу этого к слушателям курсов невозможно иное отношение, чем к младшим сотрудникам, обладающим тем же стремлением, но меньшим опытом. Позиционирование в контексте подготовки слушателей ШМС как самостоятельных в будущем акторов просветительского служения Церкви не только повышает их мотивацию, но дает им импульс к большему включению в работу, к осмыслению своих талантов, внутренних ресурсов, поиску своих форм и способов донесения веры.

5. Непрерывность обучения.
С 2009 года при подготовке катехизаторов в Патриаршем центре действует система выездных учебных семинаров. Выезды проводятся в Подмосковье и преследуют цель проведения занятий «с полным погружением» в осваиваемый материал. Такой метод позволяет не только более глубоко изучить информацию, но и

· отработать на практике многие необходимые навыки

· обсудить изученное в дружеской и диалогичной обстановке

· совместить обучение и отдых, общение

· совместно принять участие в богослужении, сформировать у слушателей настрой на общинность как основу церковной жизни и, следовательно, цель катехизации и миссии (см. «Миссионерскую концепцию»)

· определить, скорректировать и утвердить мотивацию на служение у слушателей ШМС

Такой метод обучения позволяет сформировать крепкие и долгосрочные дружеские и профессиональные связи у сотрудников Центра и выпускников ШМС, что дает выпускникам возможность более полноценного включения в работу Центра и повышения квалификации в дополнительных образовательных программах ШМС и Патриаршего центра.

Составные части учебного процесса.
Исходя из изложенных методологических подходов и в соответствии с содержанием образовательных программ к настоящему моменту сформировались следующие составные части учебного процесса:

А. Учебные занятия в форме практических семинаров

Б. Учебные занятия в форме кратких спецкурсов по богословскому осмыслению современных мировоззренческих концептов

В. Практикумы и тренинги по освоению навыков, необходимых в катехизаторской деятельности

Г. Катехизаторская практика

Д. Выездные учебные семинары

Е. «Опциональность» учебного процесса – факультативные занятия

Ж. Составление собственного итогового квалификационного проекта и его защита.

Аттестация выпускников.
Слушатели ШМС в течение учебного года ориентируются на самостоятельный осознанный выбор направления просветительской деятельности как собственного служения Церкви. Исходя из этого подхода им предлагается самостоятельно придумать и разработать идею проведения какого-либо мероприятия (цикла мероприятий), имеющего просветительское значение. Проект такого мероприятия должен быть написан в максимально четких формулировках, нацеленных на практическую реализацию заложенных идей. Текст проекта пишется по всем правилам написания учебно-научной работы под руководством сотрудников Патриаршего центра. Эта самостоятельная разработка становится итогом обучения в Школе молодежного служения. Если человек сумел грамотно продумать форму своего просветительского служения с учетом всех привходящих обстоятельств – аудитории, обстановки, ресурсов, административных особенностей, особенностей восприятия, степени знакомства с православной культурой – значит он является начинающим профессионалом.

Итоговый квалификационный проект защищается перед комиссией, в состав которой в обязательном порядке входят представители Синодальных отделов – ОРОиК, Миссионерского отдела, Учебного комитета или Московской Духовной академии, ОВЦС или ОВЦО, а также специалисты в тех областях, по которым написаны выпускные работы.

Согласно благословению почившего Святейшего Патриарха Алексия, экзаменационная комиссия присваивает успешным выпускникам квалификацию «катехизатор/миссионер Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи».

Допуском к защите итогового проекта являются предыдущие этапы аттестации:

· прохождение катехизаторской практики

· зачет по методике просветительской работы

· экзамен по православному вероучению

Документальное обеспечение учебного процесса.
В 2004 году в ШМС появился первый вариант учебной программы по основам катехизической деятельности. В течение последующих лет программа была доработана на основе опыта преподавателей – катехизаторов Центра. Действующий учебно-методический комплекс по образовательной программе «Миссия и катехизация в Православной Церкви» был разработан в 2007/2008 учебном году и утвержден синодальным ОРОиК.

Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи весной 2009 года разработан также учебно-методический комплекс по программе специализации «Организация молодежного служения на приходе».

В число организационно-распорядительной документации, определяющей характер образовательного процесса в Школе молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, входит:

1. «Положение о Школе молодежного служения», утвержденное наместником Данилова монастыря в 2004 году

2. Патриаршее благословение на открытие ШМС, данное в 2004 году

3. Патриаршее благословение на открытие дистанционной ШМС (Православного интернет-курса www.pravkurs.ru) – 2005 год

4. Свидетельство Отдела религиозного образования Русской Православной Церкви об аттестации образовательной программы «Миссия и катехизация в Православной Церкви» - март 2008 года

5. Патриаршее благословение на присвоение выпускникам ШМС квалификации «катехизатор/миссионер» - март 2008 года

6. «Положение о катехизаторской практике слушателя Школы молодежного служения», утвержденное руководителем Центра – 2009 год

7. «Положение об итоговом квалификационном проекте выпускника ШМС» - 2009 год

8. «Программа краткосрочной подготовки ответственных за организацию молодежного служения на приходе», утвержденное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в марте 2010 года.

Анализ результативности.
Опыт свидетельствует об эффективности подготовки катехизаторов-миссионеров и работников церковного просвещения иных профильных специализаций в Школе молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. За 10 лет существования Школы молодежного служения деятельность в сфере христианского благовестнического служения не начали или прекратили в течение года не более 30 процентов выпускников ШМС. После введения в 2008 году системы аттестации, предусматривающей защиту итогового квалификационного проекта (с 2008 по 2011 годы) число подобных выпускников сократилось до примерно 10 процентов.

Есть основания полагать, что подобный настрой у выпускников и качество обученности явилось следствием используемых методологических подходов и высокого уровня соответствия образовательных программ потребностям реальных людей, желающих услышать слово о Христе.

Обобщая сказанное о подготовке катехизаторов в Патриаршем центре духовного развития, можно отметить, что образовательные программы и применяемые методики нацелены на введение обучающихся в имеющийся опыт христианского служения, современной миссионерской работы, катехизации и молодежной работы в церковных и светских учреждениях.