Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы провожаем Рождество Христово и готовимся встретить еще один великий церковный праздник – Крещение Господне. Когда-то в древней Церкви эти два события праздновались в один день и назывались «Эпифания» – «Явление», а чуть позже «Теофания», т.е. «Богоявление». Изначально праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: Рождеству Христову, поклонению волхвов и крещению Господа Иисуса Христа на Иордане.
В таком триединстве есть особый смысл. В Рождестве Господь приходит на землю, принимает человеческую природу, но только лишь Пресвятая Дева Мария, праведный Иосиф, волы и овечки становятся свидетелями этого чуда. Чуть позже, призванные ангелами, пастухи идут на поклонение Богомладенцу, в простоте сердца совершая Господу поклонение веры.
Спустя какое-то время волхвы с востока приходят принести свои дары явившемуся Царю Царей. Как мы читаем у евангелиста Матфея: «Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему: и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11). «Войдя в дом», – говорит евангелист, т.е. Святое Семейство уже перебралось из пещеры в какое-то другое, более удобное место. В этом поклонении волхвов, святые отцы усматривают поклонение мира знания.
И наконец, спустя 30 лет, придя на Иордан креститься от Иоанна, перед началом своего служения миру, Господь являет Себя всему народу, и глас Бога Отца с неба и схождение Святого Духа в виде голубя живо свидетельствуют о Его предназначении: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).
Три события, три поклонения, три явления…
Иногда люди, плохо знающие Священное Предание, и может даже не открывавшие Писания, говорят, что пришествие в мир Христа было каким-то малопонятным, немедийным, если выразиться современным языком. Так сегодня в век интернета, любое, даже самое незначительное событие, в одно мгновение или, как говорят, «в один клик», становится достоянием всех. Многочисленные Фейсбуки, Твиттеры, Инстаграммы и другие социальные сети моментально распространяют по всей всемирной паутине, что такой-то или такая-то на завтрак съели то-то, днем посетили такой-то модный показ или футбольный матч, а вечером были на тусовке такого-то знаменитого диджея в таком-то крутом ночном клубе…
Да, во времена Христа не было современного разнообразия средств коммуникаций, но было одно очень важное средство общения Бога и человека – сердце. Именно сердцем наши прародители приняли обетование о пришествии в мир Христа Господня; сердцем пророчествовали пророки; в сердце хранил богоизбранный народ еврейский память о грядущем Спасителе; смиренным сердцем приняла благую весть Дева Мария; сердцем принимали и до сегодняшнего дня принимают миллионы людей Христа.
Когда-то и твоего, и моего сердца коснулась благодать Господня и сделала из неверующего верующего… Бог любит людей и уважает человеческий выбор, человеческую свободу, а потому явление Его конкретному человеку всегда остается тайной, настолько личной и незаметной, что порой только после долгого знакомства мы узнаём, что наш друг – верующий человек.
Порой задумываешься: а надо ли на каждом перекрестке, на каждой улице кричать о Боге, кричать о вере? Не знаю… Но твердо знаю, что жизнью своей, своими поступками стоит говорить людям о Боге. Не проходить мимо нуждающегося в тебе человека, простить или забыть обиду, не ждать, когда тебя попросят сделать что-нибудь стоящее, а самому делать и не ожидать потом похвал. Да мало ли простых добрых вещей есть на свете, которые свидетельствуют о нашей вере…
«Спешите делать добро», – говорил знаменитый доктор Гааз. Будем спешить и помнить, что в каждом добром деле, в каждом добром слове, в каждой светлой мысли запечатлевается Христос. Совершая добро, мы являем миру, порой забывшему о главном, Бога; открываем людям истину Христову, смысл Его пришествия, значение Его жертвы.
Провожая сегодня праздник Рождества Христова, давайте заглянем в наше сердце. Ведь там, как в Вифлеемской пещере родился Христос. Освятил нашу жизнь, наполнил её подлинным смыслом. Поделимся же этим светом и этой радостью с другими людьми и станем служителями явления Бога этому миру – каждому конкретному человеку – далекому и близкому. Аминь.