Подписка на новости:

"Православие и мир": Есть ли современному молодому человеку место в Церкви?

15 марта 2011

Есть ли современному молодому человеку место в Церкви?

На этот вопрос 14 марта в Центральном доме журналиста искали ответ митрополит Иларион (Алфеев) и молодежь.

Группа риска

В самом начале своего выступления владыка подчеркнул, что молодежь в Православной Церкви является группой риска, чем и мотивируется особая необходимость церковной работы с молодежью.

«Молодой человек — это тот человек, чье сознание, чье внутреннее миросозерцание еще находится в стадии формирования. Чем старше ты становишься, тем прочнее становится твой внутренний стержень и тем труднее внешним влияниям поколебать твой внутренний мир и твое миросозерцание. Чем человек моложе, тем больше в его душе пространства для внешних влияний. И именно поэтому молодой возраст — это возраст наибольшего риска»

Сейчас, как и во все времена, напомнил владыка, Церковь живет в условиях жесткого противостояния со стороны внешней среды, поэтому следовать правде Божией оказывается подвигом.

Со-работник Богу

Митрополит Иларион, сылаясь, в частности, на собственный опыт, обратил внимание на то, что потребность в Церкви среди молодых бывает разной, и причины этого неизвестны. Разница связана непосредственно с Божественным призванием, да – владыка с этим согласен. Но он  не согласен с тем, что Господь приведет всех, кого захочет, без помощи людей. Митрополит Иларион напомнил, что Бог хочет видеть нас Его соработниками.
«Перед каждым из нас стоит задача быть апостолами Христовыми в этом мире, в том числе, и перед молодыми людьми. И мы не должны ждать, пока мы сами сформируемся как личности, до того, как мы начнем миссионерствовать и апостольствовать. Не нужно ждать, тех пор, пока мы все поймем и со всем согласимся. Может так случиться, что этого никогда не произойдет».
Говоря о христианской жизни в современном мире, владыка коснулся темы целомудрия.

Непорочный прочный фундамент

«Современная молодежная культура настраивает молодого человека на внутреннюю распущенность», – сказал он.
По его мнению, в современной культуре отношения мужчины и женщины, юноши и девушки рассматриваются как средство достижения комфорта и удовольствия, что в свою очередь приводит к нарушению традиционных нравственных норм.

«Между тем, Церковь учит, что половые взаимоотношения возможны только в одном контексте — в контексте семьи, – пояснил владыка. – Причем не до создания семьи, а после того, как юноша и девушка стали мужем и женой. Очень многим современным молодым людям, в том числе и некоторым церковным молодым людям, кажется, что эти нормы устарели, что они слишком строгие, что современная молодежь не может жить по таким правилам. А ведь эти нормы существуют не просто потому, что Церковь их установила. Эти нормы существуют для того, чтобы каждый молодой человек и каждая девушка могли сохранить свое целомудрие для того, с кем они потом соединят свою жизнь в брачном союзе. Если целомудрие сохраняется, если молодые люди строго следуют предписаниям Церкви в своей половой жизни, если они не вступают в половое общение до того, как свяжут себя узами брака, то это тот прочный фундамент, на котором можно построить здание полноценного брака и полноценной семьи».
Еще одной темой выступления митрополита Илариона стала тема смысла жизни.

Непонятность богослужения

После лекции владыка ответил на вопросы присутствовавших. В ответ на вопрос о направлении молодежной работы он обратил внимание на часто обсуждаемую тему непонятности богослужения.
«Я не верю, что если перевести богослужение на русский язык, оно станет понятнее, – сказал он. – Если мы переведем его на русский язык, мы можем что-то существенное утратить, ничего существенного не приобретя».
Митрополит Иларион пояснил, что многие византийские богослужебные тексты непонятны вне зависимости от перевода, и привел в пример Великий Покаянный канон прп. Андрея Критского, для понимания которого недостаточно перевода, необходимо как минимум знать тексты Ветхого Завета.
Владыка предложил создание молодежных групп, которые бы учили не только понимать евангелие, но и молиться. И в этих группах как раз были бы допустимы и молитвы не из молитвословов, и молитва на русском языке.

Нельзя дать обет, а потом начать пробовать

На вопрос корреспондента портала «Православие и мир», как говорить с молодыми людьми о целомудрии до брака, владыка ответил, что Церковь с уважением относится к браку, зарегистрированному в государственных органах, даже если этот брак не освящен церковным таинством.
«Если говорить о тех молодых людях, которые уже вступили в общение и зарегистрировали свой брачный союз, но при этом не спешат венчаться для того, чтобы проверить свои чувства — Церковь учит, что проверять свои чувства надо заранее и вступать в брак, когда они уже проверены, – пояснил владыка.
- Я думаю, наши пастыри и духовники должны об этом говорить и в проповедях, и на исповеди. Ведь это по сути дела то же, что монашеское призвание.
Нельзя сначала дать обеты, а потом смотреть: подойду я или не подойду для монашеской жизни. Нужно сначала себя проверить, а потом давать обеты. А вступление в брак — это обет на верность своему супругу или своей супруге. Это то решение, которое можно принять один раз на всю оставшуюся жизнь. То решение, в котором нельзя ошибиться. Поэтому очень часто, когда ко мне приходят молодые люди, я им говорю: «Вы не спешите, проверьте свои чувства».
Чувства нужно проверять в том числе и в кризисных ситуациях. Очень часто влюбленность прекращается там, где наступает кризис и молодые люди понимают, что они не способны вместе пережить кризис.
Я думаю, что прежде чем вступить в брак, прежде чем дать обет на верность друг другу, они должны себя хорошенько проверить на верность. И только после того, как они вступают в брак и проходят через таинство Венчания, может наступать их полноценная семейная жизнь».
На вопрос о возможности проповеди через культуру митрополит Иларион ответил, что Православная Церковь давно не чужда миру культуры. Подтверждая свою мысль, он упомянул фильм Павла Лунгина «Остров», а также священников-миссионеров, выходящих с проповедью на рок-концерты.

Текст Марии Сеньчуковой (Православие и мир)