Подписка на новости:

Игумен Иоасаф (Полуянов)-Проповедь во вторую неделю Великого поста

Игумен Иоасаф (Полуянов)-Проповедь во вторую неделю Великого поста 4 Марта 2018

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

За каждой литургией Преждеосвященных Даров, совершаемой во дни Святой Четыредесятницы, мы слышим возглас священника, который он произносит, держа в руках возженную свечу и обратившись к людям: «Свет Христов просвещает всех».

Сегодня, во второе воскресенье великого поста, дорогие братья и сестры, Святая Церковь установила воспоминать память святителя Григория Паламы, архиепископа Фесалоникийского. Святитель Григорий - исихаст, отец и учитель Церкви, вошёл в историю богословской науки и Церковного Предания как защитник учения о нетварном Фаворском свете.

Учение о Божественном свете - это христианское учение, всходящее к Евангельскому слову Самого Спасителя - «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). «Нетварный свет - пишет святитель Григорий Палама - не есть чувственный свет или свет естественного человеческого разума. Этот свет ни помыслить, ни описать, ни каким-либо образом рассмотреть невозможно. Будучи сверхразумным и сверхчувственным, он познается только в благодатном опыте. Неизреченно соединяя человека с Богом, нетварный свет и есть благодать обожения - свет обоживающий обоживаемых» - заключает святитель.

Нетварный свет - это светоносное действие Божественной благодати Святого Духа, которое явил Господь Иисус Христос апостолам на горе Фаворе; свет, который чудесным образом осиял апостола Павла на пути в Дамаск; свет, который созерцали святые отцы по мере очищения и приобретения бесстрастия. Этот Божественный свет, дорогие братья и сестры, некогда осиял и каждого из нас с вами, привел ко Христу в Его Святую Церковь, наставил на путь спасения. Все мы помним ещё одно слово Христа, обращённое к каждому из нас: не вы меня избрали, а я вас избрал (Ин. 15,15).

Сегодня, когда мы открыто можем посещать православные храмы, участвовать в таинствах, свободно говорить о наших христианских убеждениях, хочется вспомнить случай, произошедший во времена несвободы, во времена, когда казалось, что Бог оставил Своих избранных. В начале 60-х годов во время хрущёвских гонений в Москве решили поставить антицерковный спектакль. На сцене построили декорации винного погребка. В нём якобы собралось множество монахов и священников. Они пьют, бесчинствуют, пустословят. По сценарию в эту толпу входит «Христос». Он смотрит на все происходящее и говорит: «Эй вы, слушайте - «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны плачущие…», – и так читает три заповеди блаженства. Но, видя, что никто не обращает на него внимания, в сердцах бросает Евангелие на пол и присоединяется к всеобщей вакханалии… На премьеру ждали самого Хрущева. По желанию главы государства роль Христа должен был играть один молодой совсем неверующий актёр, его любимец. Для правдоподобности даже разыскали настоящую Библию с текстом на русском языке. Наступил день премьеры. Зал полон. Поднимается занавес и перед зрителями предстаёт погребок, вот и монахи с блудницами. Веселие в разгаре, появляется «Христос». Он встаёт перед зрителями, открывает Библию и начинает читать Заповеди блаженства. Читает первую, вторую, за ней третью, но не останавливается и продолжает читать дальше... Уже давно книга должна была валяться на земле, а мнимый «Христос» должен был присоединиться к общему веселию. Но он по необъяснимой причине не может остановиться и как завороженный читает заповеди до конца. Затем прочитывает всю пятую главу из Евангелия от Матфея, потом шестую…. Зрители понимают, что на сцене происходит что-то не то. Артисты в растерянности прекратили балаган. Все обратились в слух... Прочитав две главы, молодой артист закончил чтение Нагорной проповеди, закрыл Библию, перекрестился и поцеловал святую книгу на глазах изумленных зрителей. В зале гробовая тишина... Конечно, был скандал, о котором написали зарубежные СМИ, ведь иностранных журналистов специально пригласили на спектакль.

Вот так, удивительным образом, Господь прикоснулся к сердцу неверующего человека, осиял его Своим Божественным Светом и сотворил из неверующего верующего...

Во дни Великого поста, когда мы особо стараемся трудится над своим сердцем, ограничиваем себя внешне, чаще посещаем церковные службы, чаще читаем Священное Писание и творения отцов церкви, будем помнить, что может быть рядом с нами живёт человек, который нуждается в просвещении Божественным светом, нуждается в человеческом тепле, добром слове и христианской любви. В храме перед иконами, обычно, мы зажигаем одну свечу от другой. Пусть же этот пример послужит нам напоминанием, что от свечи моего сердца, свечи моей веры может возжечься свет ещё одной человеческой души.

«Свет Христов просвещает всех» - говорит Церковь.

Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры, и делиться этим светом - светом нашей веры, светом нашей надежды и любви с ближними.

Аминь.