Подписка на новости:

Статья "Христианское служение - служение добровольцев"

28 января 2011

Интернет-портал "Татьянин день" опубликовал доклад заместителя руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Юрия Белановского о тонкостях взаимоотношений Церкви и добровольцев, сделанный на круглом столе "Миссия и социальное служение Русской Православной Церкви". Данная тема, а также вопросы социальной работы на приходе, обсуждались 22 января в рамках XXI Международной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

Ссылка на статью WWW.TADAY.RU

Христианское служение - служение добровольцев.

Виды православного христианского служения сегодня можно разделить на две неравные группы. В первую входят пастырство и богослужение. В настоящий момент только они осуществляются не от случая к случаю, а системно, поскольку традиционно воспринимаются исключительно как ответственность всей Церкви и прежде всего церковной иерархии. Вторая группа - все остальные служения, традиционно составившие область ответственности отдельных христиан и православной общественности. Я говорю о миссионерстве, катехизации, молодежной, социальной работе и многом другом, что по определению убыточно и непопулярно в сравнении с постройкой иконостасов и золочением куполов, которые до сих пор привлекают немало жертвователей и доброхотов. Сегодня такие церковные служения воплощаются и еще долго будут воплощаться большей частью как служение добровольцев, объединенных в православные некомерческие организации (НКО).

Православная общественность слишком долго варились и продолжают вариться в "собственном соку", постоянно "изобретая велосипед". Православные организации очень часто отличались и отличаются жестким, если не сказать тоталитарным менеджментом (подменившим истинное христианское пастырство), заидеологизированностью и большой текучкой профессиональных кадров. Будучи по природе своей НКО, они давно бы уже изменились в лучшую сторону в пространстве обычных для общества открытых деловых юридических и финансово оформленных отношений. Но дело в том, что российское общество, следуя традициям советского прошлого, на практике имеет потребность только в православном культе и не имеет ясно оформленной и выраженной потребности в услугах этих самых православных НКО, чем бы они не занимались.

Не существует сегмента рынка услуг НКО, занятого православными организациями. Более того, нет даже сегмента рынка, который православные могли бы в ближайшем будущем занять. Теоретически, молодежная и социальная работа обществом востребованы. Катехизация, напрямую - нет, но ее производные, опять же теоретически, в виде досуговых и культурных программ для детей и взрослых тоже востребованы. К сожалению, на миссионерском поле православные довольно слабые игроки в сравнении с разного рода сектантами. В итоге, православные служения вне зависимости от их экклезеологической природы и значимости живут как-то сами по себе в своем почти что выдуманном мире, как Дон Кихот. Живут и являют в подавляющем большинстве случаев малый профессионализм, самостийность и сумбурность.

И все же, не смотря на сказанное, я думаю у православных организаций, осуществляющих миссионерские, социальное, катехизическое и другие служения, есть будущее. Правда при условии, что они смогут не только быть, но и со стороны руководства и священноначалия поддерживаться, развиваться именно как НКО и очень осторожно и бережно встраиваться в систему церковной жизни.

Совершенно понятно, что православные НКО во многом определяются теми же законами, что и социальное добровольчество, которое не может быть искусственно сконструировано или построено "сверху". Оно - всегда жизнь, ибо по сути является милосердием и откликом сердца на призыв Божий и очень часто на чужую боль, страдание, надежду. В добровольчестве все определяет некая тайна свободной воли и исходящая из нее некая неопределенность, незаданность формы и даже содержания, что рождается в сердце каждого добровольца. Сердцу нельзя приказать, оно открывается так и тогда, когда само знает. И именно эта тайна делает добровольчество чудом служения, делает его воплощением человеческой воли в добро! Хоть и не с такой полнотой и силой, но то же самое нужно сказать о профессиональном христианском служении, пусть даже оплачиваемом. Отсюда первое практическое следствие: православные некоммерческие организации всегда как бы плывут, с одной стороны, вслед за запросами тех на кого направлено их служение и, с другой стороны, за инициативами и профессионализмом сотрудников и волонтеров.

Второе следствие в том, что доброволец, кто бы он ни был, миссионер, катехизатор, социальный работник, не является ни при каком подходе бесплатной рабочей силой. Доброволец, какое бы служение он не осуществлял, по определению находится вне вертикали административного, а в нашем случае церковно-административного управления, ему нельзя приказать, от него нельзя ничего требовать. Можно лишь говорить о доброй воле и взятой лично и свободно ответственности. Приказы и требования возможны только к тем труженникам, что организуют труд добровольцев и получают зарплату. Да и то, следует оговориться, что если за зарплату или "послушание" жестко требуется "продвижение", "продавливание" идей "сверху", то часто это приводит к манипуляции добровольцами и в итоге к деградации служения и большой текучке кадров.

Вполне очевидный, но, тем не менее, важный практический вывод из сказанного состоит в том, что воля руководства связана с конкретным добровольческим служением (будь оно миссионерским, социальным или каким другим) пропорционально вкладываемым ресурсам: личным, профессиональным, временным, человеческим, материальным.

Опыт говорит, что работа православных добровольцев в области миссионерства, катехизации, социального и молодежного служения может быть организована только благодаря большой гибкости системы управления и непротивлению инициативам (при условии, что инициативы не противоречат православной вере и нравственности и соответствуют общей задаче, поставленной перед ними). Для развития какого бы то ни было православного служения очень важно взаимное доверие (в том числе и профессиональное) между священноначалием, церковными работниками и добровольцами. Не должно быть "вертикали власти" от священноначалия до конкретного добровольца, должно быть партнерство, должен быть диалог и стремление понять профессиональную особенность и мнение сотрудников и волонтеров. Опыт говорит, что неполезно и даже вредно подгонять людей под идеи и тем более под "мероприятия" и "отчеты".

Служащего добровольца изменить трудно. Нельзя или почти невозможно донести до него сразу постановку задачи и ее ожидаемое решение. Если епархии (благочинию или приходу) от православных организаций что-то нужно, то нет другого пути, как предлагать сотрудничество, иногда даже просить о помощи и поддержке и с благодарностью принимать то, что могут дать. В христианском служении нет врагов и злодеев, намеренно делающих что-то не так или на зло кому-то. Добровольцы (или люди получающую небольшую зарплату), готовые что-то делать не только для нуждающихся, но и для епархии (благочиния, прихода), могут делать это только так, как подсказывает им сердце и на что есть у них опыт и силы. Даже при решении важных системных корпоративных задач эту особенность необходимо учитывать.

Православные НКО по своей природе аналогичны христианским общинам. Главное в них люди, их жизнь с Богом и выбранное ими служение. Именно на это должны быть направлены силы епархиального руководства, благочинных и настоятелей. Руководство приходов и епархиальных структур призвано стать теми, кто поддерживает православные НКО, кто бескорыстно вкладывается в них, а значит и в будущее Церкви, вкладывается без ожидания материальных, политических и иных дивидендов и конечно без стремления "вписать в отчеты" и "встроить в структуру".

Руководство миссионерскими, катехизическими, социальными, молодежными и другими направлениями в приходах (благочиниях, епархиях) на данном этапе призвано представлять собой, прежде всего духовное руководство, лидерство, пример христианской жизни и в системном плане - систему обеспечения, поощрения, защиты, коррекции, предостережения от ошибок. Руководители, направляя духовно, воспитывая, в практических аспектах призваны во многом следовать за интересом и профессиональными навыками активистов.

Итак, главный смысл православных НКО, как формы организации православного служения - быть пространством, где осуществляется развитие и поддержка инициатив. Главная задача начальства - создание благоприятных условий для этого.

В заключении скажу, что вполне возможно говорить о критериях эффективности православных организаций, если ответить на следующие вопросы.

Все ли входящие средства идут на жизнь НКО? Или часть, пусть по благим намерениям, уходит на сторону?

Соответствует ли запрос к спонсорам и растраты по статьям расхода?

Созданы ли условия труда сотрудников НКО в соответствии с договором и оплатой труда? Чем выше зарплата, тем больше требований; чем ниже, тем больше свободы. Средней размер заработной платы я бы считал для крупных городов 500-700$. Все, что ниже - бОльшая степень свободы, выше - меньшая, при условии, что заказчик понимает что он хочет, а нанятый работник имеет соответствующую квалификацию.

Созданы ли условия труда волонтеров, чтобы они делали то, на что согласились и к чему призывает их сердце? Никаких "за послушание" быть не может. Волонтерство должно быть осознанное и проговоренное.

Созданы ли условия профессиональной поддержки и обучения? Как минимум, постоянно действующее обучение и психологическая помощь, как в личной работе, так при организации групп?

Созданы ли условя для досуга и творческого развития добровольцев?

Существует ли духовная поддержка сотрудников и волонтеров?